Русская живопись в 17 веке

Новые веяния затронули изобразительное искусство не менее, чем музыку и архитектуру. Здесь особая роль принадлежит царскому изографу Симону Ушакову (1626-1686), который был не только художником, но и теоретиком, основателем новой иконописной школы.
К XVII веку древние иконы из-за копоти потемнели и потеряли свой первоначальный вид. Иконописные мастерские, подражая старым мастерам, не зная того, изменили древнему принципу писать иконы чистыми ясными красками, стали писать темные иконы.

Один из современников Ушакова возмущался: «Кто из благомыслящих не посмеется такому юродству, будто темноту и мрак паче света почитать следует... Темноту и очадение на единого дьявола возложил Господь», святые же лица надо изображать световидно и прекрасно. Только красота эта стала видеться не в божественном преображении плоти, а в живоподобии, вроде европейских живописцев.

В 1648 году, двадцати двух лет от роду, Симон Ушаков был принят на царскую службу в Серебряную палату знаменщиком-рисовальщиком («знаменить» — значит создавать рисунки и композиции для утвари, ювелирных изделий и вышивок, вообще композиции икон и фресок). В 1664 году царский указ сделал художника первым «жалованным изографом» Оружейной палаты, то есть главным придворным экспертом по всем вопросам искусства. Становление новой живописной манеры Ушакова связано с его работой над иконами церкви Троицы в Никитниках в Москве, тоже построенной в оригинальном стиле XVII века. Наиболее характерна икона «Богоматерь Владимирская, или Насаждение древа государства Российского» (1668). Возможно, заказать эту икону мог сам государь. В ней отчетливо выражена идея преемственности власти от древних русских князей и царей новой династий Романовых. В центре иконы помещена Богоматерь Владимирская. Она крупнее остальных персонажей, что соответствует иконописному канону, согласно которому наиболее значительные персонажи изображались крупнее остальных. Внизу, на фоне кремлевской стены и Успенского собора, изображены Иван Калита и митрополит Петр, поливающие древо русского государства; в медальонах на ветвях дерева — святители и правители, благодаря которым происходило становление Московского княжества и царства. Внизу находится царская семья. Но, в отличие от иконописной традиции, царь, его супруга и царевичи изображены не обобщенно, идеализированно, а почти конкретно. В облике царя подчеркнуто одутловатое лицо, грузная фигура. Лицо Марии Ильиничны наделено мягкими привлекательными чертами.