Практически у каждого есть в доме картины – кому-то произведения искусства дарят, кто-то всерьез увлекается коллекционированием современных полотен, кто-то привозит произведения искусства в качестве сувениров из поездок за границу. Но в любом случае при переезде владельцам картин хочется, чтобы во время транспортировки они не пострадали. Для перевозки картин можно воспользоваться услугами профессиональных компаний, но можно и осуществить упаковку картин самостоятельно.
Хорошая упаковка должна надежно защитить художественное полотно от любых внешних воздействий. Она должна быть плотной, водонепроницаемой, не пропускать пыль и в то же время упаковочный материал должен пропускать воздух.
Обычно дорогостоящие живописные полотна перевозят в специально для этого предназначенных ящиках-контейнерах, в которых для каждого из них есть свое место. При возможности полотно лучше вынуть из рамы и упаковать в контейнер, а если это невозможно, каждое полотно нужно упаковать отдельно. Для этого используются ткань, плотная бумага или другой «дышащий» материал. После упаковки картин в бумагу их необходимо завернуть еще и в воздушно-пузырьковую пленку. При перевозке рам отдельно от картин каждую раму также нужно обернуть воздушно-пузырьковой пленкой и поставить вертикально в картонные коробки соответствующего размера.
Дно ящиков, в которые уложены картины, нужно выстелить каким-либо амортизирующим материалом, к примеру, той же воздушно-пузырьковой пленкой. Рамы должны быть отделены друг от друга перегородками из плотного картона, чтобы они не соприкасались между собой во время перевозки. Если картина вместе с рамой упаковывается в воздушно-пузырьковую пленку, следует особое внимание уделить тому, чтобы она ни в коем случае не соприкасалась с полотном. Для этого каждую картину, прежде чем обернуть ее воздушно-пузырьковой пленкой, нужно защитить вырезанным по размеру художественного полотна листом бумаги. Для закрепления бумаги нельзя использовать скотч – ни в коем случае нельзя допускать, чтобы клеящий слой скотча соприкасался с полотном.
Если картина представляет особую ценность, для ее упаковки используют фланелевую ткань, в которую оборачивают полотно. Затем его нужно положить на лист плотного картона с прорезями и оборачивают воздушно-пузырьковой пленкой, в которой также должны быть предусмотрены прорези для доступа воздуха. Если предстоит перевозить картины на большие расстояния, холст нередко снимают с рамы и помещают в тубус. Такой вариант не самый лучший для художественного полотна, поскольку возрастает возможность необходимости реставрации картины после транспортировки. Кроме того, после перевозки холст будет необходимо вновь натягивать на подрамник.
Упаковать холст без рамы достаточно просто. Вначале нужно сделать трубку, диаметр которой зависит от эластичности холста – чем грубее полотно, тем больше должен быть диаметр трубки. Трубку можно сделать, например, из газеты, или купить пластиковую трубу в магазине сантехнического оборудования. На трубку лицевой стороной вверх наматывается холст, а сверху его обматывают воздушно-пузырьковой пленкой. Затем холст вставляют в тубус или в пластиковую трубу.
Независимо от того, на каком материале написана картина – на холсте, бумаге, шелке, упаковка картин должна производиться в развернутом виде. Помимо мягкой ткани, бумаги, воздушно-пузырчатой пленки, используется специально разработанная для транспортировки художественных полотен трехслойная упаковка. Картина при этом находится внутри коробки, не соприкасаясь с боковыми стенками, что обеспечивает дополнительную защиту при транспортировке художественного полотна.
Следует иметь в виду, что если транспортировка картин происходит в холодное время года, прежде чем их распаковывать, необходимо выдержать картины в теплом помещении несколько часов. Иначе при разворачивании замерзшего холста масло может потрескаться, и картина будет испорчена. Вообще при перевозке любых произведений искусства очень важно соблюдать необходимый режим температуры и влажности. Желательно, чтобы они поддерживались в тех же пределах, что и в месте их постоянного хранения. Если это невозможно, упаковочные материалы, в которых будут транспортироваться картины, нужно выдержать как минимум в течение суток в том же помещении, а после транспортировки дать картинам адаптироваться в новых условиях. При четком соблюдении всех этих правил, при подборе наиболее подходящих упаковочных материалов, транспортировка произведений искусства пройдет максимально бережно, не нанеся вреда ценным художественным полотнам.